Ваши впечатления от заявок на конкурс «Музейный Олимп»?
Было очень приятно участвовать в конкурсе в качестве эксперта, мне это дало возможность увидеть срез реализованных проектов, посмотреть на них с помощью видеоинтервью, узнать о мероприятиях, которые проводились в рамках кампаний. Всё это вместе дает гораздо более объемное представление о проекте, чем просто текст заявки.
Общение с заявителями всегда становилось интересным профессиональным разговором, потому что это люди, которые уже прошли определенный путь, они совершенно точно не новички и уже знают, почему их проект может быть классным. На самом деле из-за этого было очень сложно выбирать заявки, которые вошли в длинный список, и еще более жаркие дискуссии у нас были по поводу короткого списка.
Стоит отметить, что при этом заявка достаточно простая и список требований прозрачный. Я всем номинантам задавала одни и те же простые вопросы: «Что вы в своем проекте сделали такого, чем можете поделиться с профессиональным сообществом? Чему будете учить коллег? Какие преодолели сложности, как оптимизировали свою работу? Или может быть, наоборот предложили новые оригинальные идеи? Как вы сделали что-то иначе, отойдя от привычной практики?»
Общий уровень музейного дела в России очень радует, он с каждым годом растет. Этот конкурс призван, в том числе, обратить внимание на разные проекты из регионов, которые не всегда могут участвовать в каких-то крупных конкурсах. Было особенно приятно разговаривать с коллегами из некоторых малых населенных пунктов. Это, наверное, было главным в экспертизе и основным впечатлением от заявок.
Еще было важно, что ты смотришь на те тренды, которые сейчас есть. Допустим, в номинации «Музей — детям» большинство программ комплексные, выбран не просто какой-то один формат, например, мастер-класс. Проект предполагает и внедрение театральных практик, и создание сувенирной продукции, и выход за пределы музея в целом. Очень много аспектов интересных для профессионалов, и ты тоже можешь как эксперт учиться.
Что посоветуете номинантам не упустить и включить в свое выступление, в презентацию своего проекта на форуме? И что заявителям стоит обязательно включать в заявку?
Мне кажется, и заявителям, и номинантам важно обратить внимание на то, как фото- и видеофиксируется ваш проект. Картинка тоже влияет на восприятие. А еще качественные фотографии нужны для музеефикации собственной истории.
Важно и в заявке, и в выступлении вне зависимости от номинации передать идею, главный смысл проекта, показать, какое главное сообщение он несет.
Тем, кто представляет проект в номинации про современность, очень важно выявить, в чем заключается социальный эффект, влияние проекта на общество, а не просто показать процесс сбора какой-то дополнительной современной информации. Такие проекты могут быть представлены в разных форматах: в виде выставок, событий, конференций, сборников, цифровых продуктов, но главное — это сообщение, то, какую ключевую идею мы передаем аудитории.
Можно включить в презентации и заявки нетривиальные отзывы аудитории, не просто «Ой, мы были, нам все понравилось!», а именно живые эмоциональные отклики, показывающие, что проект нужен не только внутри музея, почему зрителям интересно в происходящем участвовать.
Номинантам я точно посоветую отрепетировать свои презентации, посмотреть, не казенным ли языком мы говорим. Все мы водим экскурсии и взаимодействуем с аудиторией, но иногда на таких официальных мероприятиях превращаемся в лекторов, которые хотят донести какую-то суть, пытаемся оперировать цифрами, а ведь этот конкурс не про количественные показатели, а про качественные изменения. Спросите у эксперта конкурса, с которым вы работали, у аудитории, у коллег из других музеев, чем ваш проект отличается, что они считают классным в проекте. Это могут быть важные профессиональные детали, например, стиль текста, который вы выбрали, приемы экспозиционного дизайна, необычные партнерства и то, как вы наладили эти партнерские связи. Иногда находясь внутри ситуации, мы этого не видим, и нужно посмотреть на свой проект со стороны.
Для чего этот конкурс нужен музейному сообществу? Уже открыта подача заявок на 2025 год. Почему посоветуете музеям участвовать?
Это конкурс именно профессионального мастерства, и участвовать в нем важно, во-первых, чтобы свериться, насколько то, что ты делаешь, актуально, соответствует современным трендам.
Во-вторых, конкурс позволяет отрефлексировать проекты. Ведь мы часто сделаем проект и сразу бежим работать над следующим, не осмыслив предыдущий. В конкурсе 2025 года есть отличия от 2024 года, потому что проекты подаются в стадии реализации. Вы номинируете не прошедшую выставку или серию мастер-классов, а то, что происходит прямо сейчас. Эксперты будут выезжать и смотреть. С одной стороны, это важный этап рефлексии: возможность проанализировать, что получилось, а что не получилось, где можно проект усилить, а где наоборот есть классные фишки, которые стоит забрать дальше — в свою последующую работу. С другой стороны, ты попадаешь в профессиональное сообщество: общение с экспертами — это возможность обсудить проект и получить какие-то консультации. У «Музейного Олимпа» такой формат конкурса, где не просто строгие эксперты что-то оценивают, а строится равноправное общение.
Среди номинантов есть очень сильные проекты, у которых можно учиться. Участвуя в конкурсе, ты можешь попасть на итоговое мероприятие, на форум на музейном теплоходе, с которого нельзя скрыться. Мне кажется, что на форуме профессиональный рост идет в концентрированном формате, потому что живое общение — это всегда обмен идеями. Именно на таких событиях чаще всего рождаются новые партнерства, коллаборации, появляются какие-то свежие идеи для проектов.
Еще в программе форума дискуссии и обсуждения, которые проектируются, чтобы посмотреть, как развивается музейное дело в России, как можно строить работу, организовывать команду, говорить о современности (не зря одна из номинаций конкурса именно про современность). Поэтому я думаю, что даже ради возможности попасть на форум стоит участвовать в конкурсе, тем более что форма заявки достаточно простая и сейчас нет спешки с подачей: дедлайн зависит от сроков ваших музейных событий, только не позднее 31 июля 2025 года.