С 12 октября 2023 года по 21 января 2024 года в Музее русского импрессионизма прошла выставка работ неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века «Автор неизвестен. Коснуться главного». На материале живописи и графики неизвестных мастеров, не уступающих по качеству работам именитых художников, кураторы Анастасия Винокурова и Константин Цаликов предложили порассуждать о восприятии живописи, дав посетителям инструментарий, как оценивать картины вне зависимости от известности их авторов, а исходя из их формальных качеств: свет и цвет, линия и пятно, композиция, форма, фактура, звук и движение.
Выставка актуализировала художественное наследие рубежа веков, часто не попадающее в поле зрения посетителей музеев и специалистов из-за отсутствия установленного авторства, а также из-за рассредоточенности по региональным музеям и частным коллекциям. Помимо «н/х» в экспозиции были представлены произведения, атрибутированные за последние 60 лет: работы Василия Кандинского и Алексея Явленского, Николая Милиоти и Ивана Клюна и других художников, долгое время числившиеся анонимными.
Экспозиционное решение было продиктовано просветительской миссией выставки и строилось на семи разделах, посвященных ключевым художественным характеристикам. Были специально разработаны интерактивные станции, наглядно демонстрирующие оптические законы и методы формально-стилистического анализа. К выставке был подготовлен каталог, а также обширная просветительская и инклюзивная программа.
Проект стал возможен благодаря обширной партнерской сети: в нем участвовали 30 государственных и шесть частных собраний, в том числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Екатеринбургского музей изобразительных искусств, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева и другие.
Идея создания Музея появилась у коллекционера Бориса Минца еще в 2012 году. Впервые как единое собрание полотна были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошел в состав ICOM (Международный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образовательными и просветительскими программами.
Картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Николая Богданова-Бельского, — основа постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма, расположившейся на втором этаже. Постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма охватывает значительный период времени. Самая ранняя картина «В овраге» Василия Поленова — учителя Константина Коровина и Валентина Серова — датирована 1879 годом. Многие картины, представленные сегодня в наших залах, были возвращены в Россию из-за рубежа. Например, десятилетия спустя на родине снова оказалось «Лето» Николая Богданова-Бельского.