С 21 марта по 28 июля 2024 года в Музейном центре Красноярска прошла выставка «искусства памяти» петербургской художницы Наташи Шалиной, главным мотивом которой стал полузабытый древнерусский ритуал «похорон кукушки». Традиционный крестьянский обряд представлял собой женскую инициацию, прощание с девичьим детством, а «кукушка» олицетворяла девочку-ребенка. Обряд помогал принять возрастные изменения и вступление во взрослую жизнь, на эту канву накладывались коллективные истории детства, судьбы предков и разных семей.
В проекте «Я иду искать» Наташа Шалина выступает в роли архивариуса. Ей важна документальность, след отдельного человека — в частности, женщины. Экспозиция собрана из найденных объектов, картин, вышивок, инсталляций с коробочками в песке, отсылающих к традиционным «секретикам», тайно зарывавшимся во дворах в советском детстве. Материал для произведений в течение нескольких лет собирался на блошиных рынках разных стран. Вся выставка — одна большая инсталляция, где каждый экспонат становится фрагментом непроизносимого целого — бытия женщины.
В анфиладе из семи пространств (трех больших и четырех маленьких) разворачивается визуальное повествование, все время меняющее регистр выразительных средств.
Искусство Шалиной сближает частное и коллективное, художественное и историческое. Перекраивая личные истории в единый узор универсального женского опыта, художница предлагает зрителю пройти инициацию: он сопровождает вымышленную героиню в ее пути взросления — и через игру в классики, обращение к памяти, древние ритуалы и чужие биографии старается отыскать творческую силу своей жизни в жерле никого и ничего не щадящей истории.
Сейчас выставку можно посмотреть в Музее Норильска (Норильск): https://clck.ru/3EJ4EA
музей создавался как 13-й (последний) филиал Центрального музея Ленина — единственный в Сибири и на Дальнем Востоке и открылся 17 апреля 1987 года. Часть залов сохранились как памятник поздней советской дизайнерской мысли, сейчас в них располагаются современные выставки — «В зазорах идеологии» (посвященная поиску личности в официальной истории) и «Советская изнанка» (призванная показать быт и повседневность советского человека).
В начале 1990-х годов музей переориентировался на практики современного искусства. Здесь первыми в России запустились такие форматы как биеннале (1995) и Музейная ночь (2002). А в коллекции появились работы современного искусства, которых на сегодняшний день более 3 тысяч единиц хранения — это работы Константина Батынкова, Валерия Кошлякова, Александра Бродского, Владимира Сальникова, Дамира Муратова, Виктора Сачивко, Леонида Тишкова, Юрия Аввакумова, Тимура Новикова, Татьяны Антошиной, Ольги и Александра Флоренских, и многих других.
Музейный центр является крупнейшей в Сибири презентационной площадкой современного искусства. Ежегодно в музейном центре работает более 80 выставочных проектов и крупных инсталляций, а также 22 передвижные выставки вне музея. Музейное собрание составляет 26189 ед. хр., из них 17709 – предметы основного фонда.